//
вы читаете...
кино

Патология. Крайние проявления.

Прилагательное “шокирующий”, или его куда более зловещий английский вариант “unsettling”, используется так часто, что больше не интригует, но, скорее, заставляет заранее относиться с пренебрежением к описываемой фотографии, рассказу или фильму. Когда я увидела в одной из аннотаций к “Видео Бенни” (Benny’s Video) именно это слово, заочного презрения к фильму у меня, конечно, не возникло — потому что одним неосторожно сказанным эпитетом моего уважения к Михаэлю Ханеке не убьёшь. Я поверила автору аннотации и приготовилась к не слишком приятному, но заставляющему задуматься зрелищу. Правда, такого я всё равно не ожидала.

Немецкий режиссёр известен своим неординарным выбором тем для фильмов. Я бы назвала их сбоями в функционировании нашего общества, их наиболее странными, “unsettling” примерами. Они могут и не отличаться такой жестокостью (или скорее, устрашающей смесью любопытства, легкомыслия и хладнокровия), как в фильме “Видео Бенни” или, например, в “71 фрагменте хронологической случайности” (71 fragmente einer chronologie des zufalls). Те несчастные в фильмах Ханеке, поступки которых называют жестокими, могут в итоге не принести никому, кроме себя, вреда. Хотя большинство случайных жертв в фильмах Ханеке можно сравнить с погибшими от взрыва бомбы, начинённой гвоздями, — чем ближе физически ты стоишь к непредсказуемо взрывоопасному объекту (в данном случае, к главному герою фильма), тем больше вероятность пострадать.

Ханеке выбирает самые интересные, редкие примеры “поломок” в сложной системе нашего общества. Если бы таких уникальных, интригующих своей странностью сбоев не происходило, “их стоило бы придумать”. Просто из научного интереса. В рамках почти спортивного соревнования, где сочинивший самую невообразимую историю получает приз — воплотить свои фантазии в жизнь. На экране. Готова поспорить, что у Ханеке были бы большие шансы на победу. Учитывая то, как виртуозно он управляет вниманием и эмоциями зрителя, сложно представить, до каких глубин человеческой монстроподобности додумалось бы его воображение.

Но жизнь всегда интересней любого вымысла. Нужно только порыться в архивах, пролистать пару сотен номеров старых газет и, в конце концов, наткнуться на ту горстку снега, которая является верхушкой холодящего душу айсберга, на те полпредложения в местной газете, за которыми скрывается вполне себе реальная, и тем менее вообразимая история.

Я не кинокритик, чтобы приписывать режиссёру какие-то там высшие цели, подводить итог под творчеством ещё живущего художника и называть это громким словом “философия”. Есть только один режиссёр, насчёт которого я рискую это делать. Но мне всё-таки кажется, что за повествованием о жизни (чаще, смерти) странных героев Ханеке скрывается другая идея. Возможно, конечная цель — найти сердцевину опухоли, разъедающей наше общество изнутри и порождающей такие вот мерзкие в своей бессмысленной обречённости истории. С этим тезисом, конечно, можно поспорить. Особенно если взять на вооружение основы христианской религии (про другие конфессии не говорю, так как Ханеке снимает, по большей части, про европейское общество). В христианстве источник зла известен. Поэтому спешу перейти ко второму возможному объяснению. А именно, что здесь имеет место почти мазохистский азарт в наблюдении за примерами саморазрушения отдельно взятого индивидуума.

Похоже, западное общество обречено, если уйти из жизни выбирают даже дети — герои фильмов Ханеке. Маленькая Ева (!) ещё предпринимает попытку, дистанцировавшись от окружающих (Ева притворяется слепой), всё-таки остаться среди людей. Мариан Раду же, румынский студент из “71 фрагмента”, как и подобает ещё почти подростку, убивает себя и всех посетителей оказавшегося поблизости банка без разъяснения причин. Но другой подросток, Бенни, даже не пытавшийся совершить самоубийство, почему-то заставляет поёжиться в кресле куда больше, чем самоубийца Мариан. Бенни уже давно стал частью мутировавшей системы. Его поступки не поддаются никакому более-менее человечному объяснению. Громких заявлений делать не следовало бы, но Бенни — то самое неуправляемое чудовище, которое вырастила система. Тем страшнее, что его законные поступки (финал фильма) кажутся ещё более страшными, чем незаконные. Тем страшнее, что это ещё ребёнок. В последней вышедшей картине, “Белая лента”, режиссёр охватывает взором целую группу людей, не теряя при этом фокусировки на отдельных героях. Предвестие ли это катарсиса, или очередной всплеск болезни общества, но Первая мировая война кажется вполне логичным завершением фильма. Больше ничего и не может произойти, кроме войны, когда дети теряют все присущие им “детские” черты: невинность, наивность, беззаботность. Когда их и детьми-то не назовёшь. Когда протагонист обвиняет их в чудовищных преступлениях и ему сложно не верить.

При таком раскладе выбор маленькой Евы кажется самым разумным поступком, который она только могла совершить. Сравнение с библейским сюжетом напрашивается само собой. Может, оно было бы натяжкой. Может, имя юной героини “Седьмого континента” (Der siebente Kontinent) — тактический приём для привлечения внимания зрителя. Может, намёк на то, что даже Ева, первой надкусившая яблоко с Древа Познания, больше не может терпеть ту грязь, в которую она же, по одной из интерпретаций, и ввергла человечество. А помните рисунок Евы — героини фильма, на котором белокурая девушка входит в то ли сад, то ли лес? …Но это уж точно натяжка.

Реклама

About Я Ёж

Мой наркотик измеряется в количестве слов.

Обсуждение

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Собственно, Ёж

Календарь записей

Июль 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
%d такие блоггеры, как: